вторник, 20 сентября 2011 г.

Практикум "Как составить план"


Ребята, доброго времени суток!

Работаем с методическими рекомендациями и составляем план к тексту №4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ПЛАН - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

ТЕМА - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

ПРОСТОЙ ПЛАН - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.
2.
3. и т.д.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.
1.1.
1.2.
2. и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен "поворот" содержания, уточните формулировки.
2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
3. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
4. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА:
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
- Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
- Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана


Текст 4.

«Частная собственность – это не просто имущество (одежда, дом, автомобиль), а это экономические отношения между людьми. Частная собственность означает, что человек относится к имуществу (средствам производства, предметам потребления, деньгам) как «к своим собственным», т.е. выступает хозяином, владельцем или полновластным распорядителем. Человек и его семья становятся заинтересованными в увеличении своего имущества. Обособляясь от других, частные собственники стремятся получить в свое владение, пользование и распоряжение все больше жизненных благ (имущества). Но чтобы их получить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен все необходимое для себя. Например, частный собственник пекарни, желая приобрести автомобиль, должен выпечь и продать столько хлеба, чтобы вырученных денег хватило на покупку данного автомобиля…
Частнособственническая психология – это психология экономической активности и предприимчивости. Стремясь к личному обогащению, частные собственники производят все больше и больше товаров. Более того, частная собственность формирует человека как личность свободную и независимую от других. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым – это фундамент формирования самостоятельной личности…
Частная собственность на землю, предметы и орудия труда, товары способствуют, таким образом, развитию рыночного хозяйства. Она возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства.
В то же время надо понимать, что частная собственность далеко не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. В итоге может оказаться, что вследствие частной собственности отдельные люди могут лишиться того, что у других находится в избытке.
Во избежание этого даже в условиях рыночной экономики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедоступной для всех и находилась в общественной, государственной, муниципальной (местной) собственности» (Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. – М.: Общество «Знание», 1993.)
1. Озаглавьте текст.
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий